Что такое арт-терапия?

Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. Практически каждый человек независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе. В последние годы арт-терапия все больше включается в корекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты. Младший школьный возраст во многом сохраняет особенности дошкольного возраста, поэтому здесь применимы те же самые конкретные методы, что и в работе со старшими дошкольниками, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление абстракция, обобщение , хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников. В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, увеличивается роль вербального их компонента, то есть обсуждения, например, творческой продукции или процесса, осуществляемого ребенком. К таким методам относится, например, куклотерапии.

Куклотерапия как метод психологической коррекции детей

Обрядовые По своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой по Мухиной В. Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа. Лучшей на сегодняшний день классификацией специалисты называют систему, разработанную философом и культурологом Ю.

“Арт-терапия представляет собой лечение посредством искусства, самовыражается, преодолевает внутренние конфликты, страхи.

Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой. Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века.

Ещё в году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата.

Задание для самостоятельной работы Всего: Отзывы Никонова Елена Александровна г. Набережные Челны, педагог - психолог Все, что интересовало меня, как специалиста, я нашла в ходе обучения в предложенном учебном материале. Материал представлен доступно, интересно, полно. Главное, что я получила необходимый теоретический материал по теме и была возможность на практике отработать необходимые навыки по куклотерапии.

Самые распространённые виды и техники арт-терапии в психологии. внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов .

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т. Выделяют следующие функции куклотерапии: Коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей и взрослых в коллективе. Релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения. Воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Развивающая — развитие психических процессов памяти, внимания, восприятия и т. Обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

ДЕТСКИЕ страхи И АРТ-ТЕРАПИЯ

Профессиональная Арт-терапевтическая лига Куклотерапия Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки. Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним.

По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать.

Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: арт- ( рисование, игровая терапия, сказкотерапия, куклотерапия и др); методы.

Как известно, левое полушарие отвечает за разум и сознание. Оно является цензором, который не позволяет выходить наружу эмоциям и чувствам. Данный метод психологической помощи, посредством творческой деятельности, помогает активизировать работу левого полушария, запуская тем самым бессознательные процессы, которые и выпускают наружу подлинные переживания. Методы арт-терапии На сегодняшний день существует множество методов арт-терапии, а все потому, что этот способ психологической помощи охватывает все сферы искусства и творчества.

Изотерапия работа, связанная с изобразительным искусством, лепкой и рисованием позволяет раскрыть свой творческий потенциал, избавиться от комплексов, обретя уверенность в себе. Сказкотерапия знакомство со сказками, которые помогают детишкам избавиться от комплексов, найти выход из затруднительного положения, не терять силы и веру. Танцевальная терапия обучение танцам применяется для избавления от комплексов, а также в качестве профилактики неврозов.

Библиотерапия используется для школьников, которым подбирают специальную литературу для отвлечения от негативных мыслей, борьбы с неврозами и другими проблемами эмоционального плана. Драматерапия ролевые игры и сценки с нестандартными условиями, которые помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и адаптироваться в окружающем мире. Музыкотерапия постукивания, хлопки и игра на музыкальных инструментах, помогающая избавиться от стресса и развить художественные способности.

Игротерапия посредством игрушек дети моделируют жизненные ситуации, выпуская наружу свои страхи и желания, а значит, преодолевают психологические трудности. Цветотерапия известно, что зеленый цвет помогает быстрее восстановить силы, а голубой — быстро успокаивает; благодаря подбору вещей и предметов определенного цвета, ребенок может решить множество психологических проблем.

Песочная терапия работа с песком успокаивает, помогает победить комплексы и страхи, снимает эмоциональное напряжение.

Куклотерапия как эффективный метод реабилитации детей с нарушениями развития.

Арт-терапия - основы куклотерапии В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Учебная дисциплина по выбору студентов «Арт-терапия для детей дошкольного (музыкотерапии, библиотерапии, куклотерапии и т.д.) . рисование снов, фантазий, страхов; «мое прошлое, настоящее, будущее», диалог.

Ноябрь Что такое куклотерапия? Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Он тоже может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги. Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии Санкт-Петербург создана своя методика работы: Быть может, куклотерапия — это одно из семейств терапии творческим самовыражением? Существует несколько определений куклотерапии.

Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии терапии искусством , основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Под куклотерапией понимается раздел частной психо-терапии арт-терапии , использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого родителя, педагога, врача.

Краплак, давая свою классификацию коррекционных направлений в арт-терапии, относит куклотерапию к имаготерапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса.

Куклотерапия лечит страхи, энурез и заикание

Куклотерапия как метод психологической коррекции детей Куклотерапия — метод психокоррекционного воздействия. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. Практически каждый человек независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии коррекции страха медицинских процедур (автор С. В. Гриднева, г.

Обогащение представления об окружающем мире. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Активизация и развитие речи. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. Приветствие может быть личностно-ориентированным адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости и обращенным ко всей группе объединяющим детей в единой целое , что способствует формированию чувства принадлежности к группе. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки.

Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей. Окончание занятия — своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии. Занятия могут проводиться в различных формах: В планировании работы, так же приходиться учитывать специфику работы ОРЦ, а именно, то что дети проходят реабилитацию в течении 21 дня.

С учетом этих особенностей составляется календарный план работы см. Конспект выборочного занятия также дается в Приложении 2.

Куклотерапия

Пальчиковые куклы Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. Куклы-марионетки Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: Кукла может иметь одно лицо или сменные лица что позволяет ребенку моделировать различные эмоции , а может быть без лица что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы. Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

Проводится описание методов арт-терапии по коррекции страхов у детей куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия.

В чем же помогает куклотерапия? Диагностика по кукле Голова — проблемы в решении каких-то вопросов, возможно, заниженная самооценка. Большая голова — человек взвалил на себя очень большую ответственность, предъявляет к себе повышенные требования. Грудь — проблемы с материнским инстинктом или матерью, с отношениями в семье. Еще следует обратить внимание на цвета, которые используются в создании куклы.

Если они сочные, яркие — у человека в жизни все хорошо, он принимает ее с радостью. А вот преобладание темных, серых, траурных цветов, говорит об обратном настроении. Над этим надо задуматься. Иногда бывает так, что кукла получается непропорциональная, тогда нужно задуматься над тем что чему-то придается слишком пристальное внимание, а чему-то наоборот, недостаточное.

О кукле-мотанке Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. Изношенные вещи рвутся на полоски, квадраты, что символизирует переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются определённым образом, придавая изделию целостность. Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: Терапевтическое создание обережных кукол Трёхчастная кукла являла собой триединый мир:

Куклотерапия. Зачем психотерапевту кукла?

Ваш отзыв о статье Куклотерапия Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы: На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия.

Аннотация: Мастер-класс по арт-терапии. . Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. Гриднева // Беспризорник. -

Изготовление куклы Процесс куклотерапии делится на два этапа — изготовление кукол и игра в них. Естественно, можно играть заранее созданными или купленными куклами, но на самом деле процесс создания игрушки не менее важен, чем взаимодействие с ней. Уже в процессе изготовления развивается внимание, усидчивость, а также мелкая моторика и фантазия. Именно на этапе создания куда легче начать воспринимать куклу как что-то личное, наделять ее качествами и чертами характера. В процессе создания своих кукол нужно задавать самому себе вопросы о том, с какой целью она создается, в какой ситуации вы хотите ее увидеть.

Куклы можно создавать такие, какие вы захотите, используя разнообразные материалы.

Раздел арттерапии куклотерапия

Хотя куклы считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. Даже тот, кто не собирает игрушки и не увлекается их изготовлением, время от времени разглядывает одежду на манекенах, в ходе промо-акций берет рекламки из рук гигантских медведей, захаживает в секс-шопы или смотрит программу"Куклы". На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия.

Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А"сугубо детский" кукольный театр, или"театр Петрушки", до начала века вообще показывал исключительно спектакли"для взрослых".

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи.

Теперь у психологов, использующих в своей практической работе создание и взаимодействие с народными куклами и желающих опираться в своей работе на научный подход, есть инструмент, позволяющий провести диагностику, терапевтический процесс и оценить результат. Благодаря работе с методикой, участники тренинга смогут пройти возрастные инициации с помощью арт-терапевтических техник, разработанных на основе многочисленных этнографических данных о культуре людей традиционного общества и принципов архетипической психологии.

В описании методики читатели найдут техники для диагностики проблемных зон клиента, для проработки внутриличностных конфликтов и страхов, коррекции негативных чувств и воспоминаний, психотерапии сексуальных проблем и другие. Отрывок из методического руководства. В настоящее время разработан не только взрослый, но и детский вариант методики. С детьми дошкольного возраста рекомендуется делать лишь часть полного набора кукол. При разработке методики мы большое внимание уделили аутентичности как самих кукол, так и процесса их изготовления.

С одной стороны, хотелось учесть нюансы, описанные в этнографических источниках, с другой стороны, технология должна быть достаточно простой в исполнении: Часто, мы используем на учебных семинарах и в психотерапевтической практике новые ткани и нитки а не делаем кукол из старых рубах и платьев, как было раньше.

Арт-терапия. Страхи - мой внутренний учитель