Статьи об искусстве

Маркс в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в учениях классиков философско-эстетической мысли Аристотель, Лессинг, Шиллер, А Шлегель, Гегель, Чернышевский. Вопрос об источнике трагического в жизни всегда был и остается поныне предметом острой идейной борьбы между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и религией — с другой. В противоположность этому материалистическая философия и эстетика всегда стремились отыскать подлинные истоки трагического в самой жизни, в ее реальных условиях и противоречиях. Объективную основу существования трагического составляет конкретно-исторический уровень господства человека над силами природы, общественными отношениями и формами жизнедеятельности личности. Иными словами, существует область действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, не познанными им и не подвластными его воле. Здесь и находится сфера трагического. Конкретные противоречия человеческой деятельности и существования, могущие приобрести трагический характер, многообразны. Одно из них Ф.

Реферат: Эстетика

Столкновение между человеком и миром, личностью и обществом, героем и роком выражается в борьбе сильных страстей и великих характеров. Трагическое представляет собой форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и способными привести к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную его деятельность, восстающего против судьбы и борющуюся с ней.

В трагические периоды человек вступает в переломные, наиболее напряженные моменты своего существования.

отечественной философии искусства, эстетике, теоретическом искусствознании. которому свойственны непоследовательность, внутренний страх.

Множественность целей искусства полифункциональность 1. Преобразующая функция искусство как деятельность. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями в. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом.

Так порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри.

Лекции - Эстетика - файл 1.

Эстетика Возрождения История эстетики и искусства свидетельствует о том, что периоды целостного художественного созерцания мира сменяются периодами раздробленного. Так, эпоха Возрождения представляет собой единый, целостный взгляд на мир, который проявился и в философии и в искусстве. Романтизм на короткое время вновь представил единое эстетическое мировоззрение, достаточно целостный взгляд на мир. Единый взгляд сменился множеством взглядов, получивших в большом количестве направлений того же модернизма.

Это связано с установкой художественного сознания кон.

Английские романтики разработали свою эстетику творчества и поэт должен уметь вызвать в читателях чувство страха и страдания.

Уже шумерские письменные памятники ХХУ в. В античной культуре постоянно, с различных позиций, обсуждается мысль о красоте бытия Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. В средние века господство-пила концепция божественного происхождения красоты Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Бонавентура: В период Порождения утверждалась красота самой по себе природы и радость ее восприятия: Образцом красоты объявляется человек и его тело.

Кампанслла обосновывает полифонию в эстетике жизни и релятивизмом ее оценок: Шекспир утверждает связь красоты и правды: И период Просвещения Вольтер, Дидро также говорят об относительном характере представлений человека о красоте.

Борев Ю. Эстетика: Учебник

фобии условно можно подразделить на две большие группы - страх трансцендентный и страх бытия. Первая группа обладает надличностной сущностью, образ которой всё более размывается по мере возрастания степени абстрагирования и приобретает черты символа. Вторая группа, в свою очередь, условно разделяется на фобии с психофизической обусловленностью и символически-бытийственные фобии. Под символически-бытийственными фобиями диссертант подразумевает фобии, выражающие смыс-лообразующие тенденции бытия как конкретно-исторической эпохи, так и конкретного общества, общности, группы людей, выражаемые чувственно-эмоционально, и представляющие ценностно-значимые основания бытия для данных групп.

фобии психофизического характера исследуют медицина, психиатрия и психология, кроме того, к ним можно отчасти отнести фобии, связанные с мен-тальностью человека, что приводит к перетеканию фобий на символический план социального бытия, где символические фобии зависят от социокультурных параметров и являются предметом анализа для философии, эстетики, этики, культурологии и т.

а) Размышляя об этой черте искусства, пришли к мнению, что искусство Если оно, например, вызывает страх и сострадание, то каким образом эти.

А именно к тому, что эстетика встала перед проблемой полного или частичного несоответствия своего традиционного понятийного аппарата тем сложным, нередко противоречивым процессам, которые идут в современном искусстве. Необходимая смена парадигм в эстетике затягивается. Говоря о зарубежной эстетике х, один философ аналогичное состояние эстетики назвал апатией, в которое она впала перед лицом художественной практики, представшей перед ней как голова Медузы с шевелящимися змеями. Выход и из нашей апатии искать необходимо.

Вполне вероятно, что микрофизика окажется для этого предпочтительнее, чем метафизика. Так, обращаясь к отдельным категориям и не сдавая позиций их аксиологического характера, возможно [] проверить их эвристические возможности на материале того нового, что приносит искусство. Показательной и поучительной для нас является, на мой взгляд, работа Ж.

Лиотара с категорией возвышенного, которой он попытался обозначить самые значимые черты развития современного искусства. В устремлениях современных художников Лиотар особо выделяет желание уйти от репрезентации, предметности, вырваться за пределы представимого в необъятные просторы непредставимого, что всегда соблазняло искусство и что в новых формах принёс авангард, с чем нельзя не согласиться.

Второй чертой, достаточной вкупе с первой для определения особенностей современной художественной практики, Лиотар считал присутствующую в ней тревожность и чувство страха. Последний объясняется критическим состоянием цивилизации и культуры, а личностно — страхом перед пустотой, перед тем, что ничего не произойдёт, что ничего не наступит.

Специфика эстетического отношения к действительности.

Своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами Исключительного напряжения вся эта живопись потребовала и от художника. Она убеждает, во-первых, своей абсолютной адекватностью грозному бушеванию вселенского хаоса, в котором все настолько ужасно, что становится по-своему величественным рождает опять-таки граничащее со священным трепетом восхищение художником, который рискнул, очертя голову, броситься в самое средоточие беснующегося мрака и не только не утонул в нем, но осилил и подчинил его разнузданность энергии своей кисти, замесившей и как кнутом исхлеставшей корчащиеся на стенах чудовищные формы.

мании ужасание перед безобразным и страх/интерес/преклонение перед эстетике долгое время оставалась оппозиционной по отношению к кате- зирует безобразное в природе, в духовной сфере и в искусстве (а также.

Сюжет, но не искусство, не мастерство французского художника. Эстетическое воспитание не может ограничиться историко-художественной информацией. Можно основательно изучить различные эпохи, художественные стили, хронологию искусства, пути его исторического развития и т. Для многих людей, которые искренне любят искусство, тянутся к нему, как растение к солнцу, но не получают от него того, что оно в состоянии дать, эта внутренняя преграда может стать источником душевных трагедий.

Для того чтобы узнать само искусство, требуется сделать еще один шаг, иногда смелый и даже рискованный скачок. Трудная, для многих неразрешимая задача. Пускай это будет лишь на одно мгновение, но необходимо войти в тот мир, который создал художник. В старину был обычай; зрители перед картиной сжимали руку в трубочку, прикладывали к глазу и смотрели на картину сквозь нее.

Нет необходимости возрождать этот способ разглядывания живописи, но психологически нужно сделать нечто подобное. Может оказаться, что это переключение внимания способно пошатнуть внутренний порядок наших представлений.

Психоанализ и эстетика

Эстетические свойства в природе, в общественной жизни, в искусстве принципиально ничем не отличаются. И в том, и в другом, и в третьем случаях эстетические свойства объективны, не зависят от прихоти воспринимающего, имеют общественную сущность, являются положительной ценностью и сферой свободы. Красота в общественной жизни — сфера политической и социальной свободы.

Формирование эстетических категорий обогащает эстетический опыт и Нечто подобное происходит и в искусстве: страдание, страх, печаль.

Безобразное В истории эстетики антипод прекрасного — безобразное — не имеет глубокой теоретической традиции. Однако и этой категории уделялось внимание. Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным,"хорошее превращается в дурное, вкус теряется". Обратимость и взаимопереходы прекрасного и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде.

Молодой и прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров. Она обернулась старухой — и перевозчик ее не узнал. На острове она произнесла заклинание и вновь приняла образ прекрасной девушки. Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель:

ЭСТЕТИЗАЦИЯ БЕЗОБРАЗНОГО КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА

Специфика эстетического идеала, его отличие от других идеалов заключается в предмете отражения и в способе отражения реальной, непрерывно развивающейся объективной действительности. Эстетический идеал воплощает высшую степень свободы всех видов человеческой деятельности, которая может быть осуществлена в определенную историческую эпоху представителями определенной социальной группы. Эстетические идеалы всегда носят исторический и социальный характер.

Степень свободы деятельности индивида всецело зависит от его места в социальной структуре общества.

Эстетически не преображенный в чувство возвышенного страх и ужас – остаются за пределами искусства и, соответственно, эстетики, сознающей.

Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая прекрасного, возвышенного, комического.

Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: Еще в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: Линия этой традиции сохранилась до ХХ в. Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве.

Уже Аристотель узаконивает его место в различных искусствах. В контексте своей теории мимесиса он признавал, что изображение безобразных предметов трупов, отвратительных животных допустимо в живописи, ибо доставляет удовольствие самим фактом искусства — искусного подражания. В драматических искусствах безобразное, согласно Аристотелю, как не доставляющее реального страдания в отличие от действительности трансформируется в смешное в комедии или способствует самоотрицанию или своеобразной профилактике безобразного в действительности в трагедии.

Урок движения. Сценическое движение. Тренер - заслуженный артист России Дмитрий Бозин